Что такое наследование?

Каждому человеку приходится сталкиваться с понятием «наследство». Поэтому очень важно знать о наследовании прав на имущество, а также части других личных прав, не имеющих отношения к имуществу.

Наследование

Наследование - это совокупность действий, при которых права и обязанности умершего переходят к другому лицу или лицам. Гражданин, которому переходит наследство, именуется наследник, от кого передается - наследодатель. В порядке наследования могут передаваться как права на предметы, часть личных прав неимущественного характера, так и имущественные обязательства (долги). Однако, права и обязанности, имеющие неразрывные связи с умершим, не передаются - это касается алиментных вопросов, возмещения вреда вследствие причинения вреда здоровью, смерти. Также, не передаются права и обязанности, передача которых запрещена на законодательном уровне.

Наследником может выступать любой субъект гражданского права - государство, гражданин, юридическое лицо. Физические лица осуществляют принятие наследства по закону либо завещанию, при этом объем дееспособности наследника не влияет на право принятия наследства. Юридические лица получают наследство только при наличии надлежащим образом оформленного завещания.

Принципы наследования. Правопреемство по наследству использует принцип универсальности. Научная литература чаще всего именует его термином «общее правопреемство».

О чем говорит этот принцип? Какие правовые последствия он влечет? В практике нотариата случается, когда наследник изъявляет желание получить только конкретную вещь, которая принадлежала наследодателю и вошла в состав наследственной массы. Остальное же имущество не желает принимать. Общее правопреемство не позволяет осуществлять подобное разделение. Наследополучатель должен принять все наследство целиком, кроме случаев, когда наследование наступает по разным основаниям. Наследник, который принял любое хотя бы одно право, будет являться принявшим все как известные, так и неизвестные ему права/обязательства наследодателя.

Также в практике используется принцип сингулярности. Согласно нему, правопреемник может принять одно или группу прав наследодателя. Примером сингулярного принципа бывают права на перевод долга, кредитора, а также завещательный отказ.

Основания для наследования бывают двух видов - получение наследства по закону либо завещанию. При наличии письменных распоряжений умершего, наступает наследование по завещанию, при отсутствии - по закону. Бывают случаи, когда граждане пытаются своими незаконными действиями, направленными против наследодателя, а также его наследников, получить большую долю наследства, чем им или третьим лицам предусмотрел усопший, и препятствуют выполнению указаний, изложенных в завещании. Тогда решением суда, по иску заинтересованной стороны, они полностью лишаются права наследования.